пятница, 18 мая 2012 г.

14. Перевал Чо ла


День 12. 5 апреля. Дзонгла (4830м) - перевал Чо Ла (5368м) - Драгнаг (4700м)

Ночью перед очень ответственным днем я не сомкнула глаз! И соседи попались тихие, и комната хорошая, а поди ж!


Чолатсу:


Дорога на перевал Чо Ла на пути от Дзонгла, судя по карте, представляет из себя полосу с кучей препятствий. Тут не ходи в снегопад, тут возможен камнепад, тут закрытый ледник (т.е. по нему только в связках и с ледорубами), и тут сыпуха (движение толпой запрещено).
За ночь навалило свежего снежку, вроде как лучше не рисковать. Тем не менее, мы еще одной довольно большой группой треккеров с кучей шерпов двинули к перевалу.

Неразлучная парочка:

Солнце потихоньку заполняло маленькую предперевальную долинку, сверкающий Челатсу и его соседи начали слепить глаза даже сквозь очки.

Я как всегда брела в самом конце нашей бравой тройки. Тем не менее, мы обогнали большую группу, и шли наравне с их портерами. Один портер с двумя огромными баулами сильно приотстал, я пристроилась к нему, как обычно, так и брели мы вместе, периодически отдыхая на камнях. Иногда он издавал такие вздохи-стоны, что мне становилось очень грустно. Хоть шерпы выносливые и с детства занимаются переносками, видимо, часто вес груза испытывает пределы человеческих возможностей…

Второй этап подъема: вдоль стены по довольно широкой полке (полметра-метр), заваленной огромным курумом под углом 45 градусов. Именно это место надо было успеть пройти до начала встречного потока, т.к. расходиться там было негде.
Иногда приходилось использовать руки. Пикантности  добавляли свежий снежок, заледеневший на камнях, и сыплющиеся сверху за шиворот оттаивающие сосульки, падающие со стены с небольшим отрицательным наклоном. Скоро и камни полетят, подумали мы и резко ускорились.


Наклонная полка:

Просто красиво:

Долина, из которой поднялись. Справа Челатсу, слева АмаДаблам:

Вид на полку сверху, в низу фотки на 1/3 ширины слева под полкой стоят люди, оранжевое пятно - рюкзак милой непальской девушки-туристки с хорошей камерой, с которой мы заканчивали взятие перевала:

Челатсу выбрасывает свой флаг:

Над Максюком серый куль - этой мой стонущий портер:




Последний взгляд на долинку с Ама Даблам:

Орлы!

Единственное семейное фото, жмуримся от удовольствия и красоты:


И вот мы у ледника, дальше нам почти по прямой полкилометра за угол до перевального взлета.


На закрытом леднике портеры уже протоптали тропу. Стали попадаться встречные. Никто не озаботился страховкой. Пошли и мы.

Упс, забрали выше, чем надо:

Макс и Карма на леднике:

Ледяная слюда:

К перевальному взлету подходили вместе с девушкой-непалкой, чья небольшая компания трекеров-непальцев догнала нас. Карма пообщался с девушкой. И вот бредем мы с ней. Вот и седловина перевала уже видна, на ней гроздья туристов и молитвенные флажки. Девушка написала на снегу CHO LA (название перевала) и сфотала надпись с перевалом.
Вот и перевальчик заветный:

Справа по ходу симпатиШный  ступенчатый ледничок:

На перевальный взлет нужно было немножко залезть по скалкам. Макс как раз лез. Палки очень ему мешали. Тут портеры-гиды чужой группы стали провешивать веревку, которой Макс и воспользовался.
Мы с девушкой сели передохнуть рядом перед последним рывком. Я собрала палки, засунула их в рюкзак, пропустила девушку вперед «после вас, мэм!», поржали с ней.  Лезть с использованием рук оказалось совсем не страшно. Веревка только мешала.


Макс почти влез, следите за хобочкой!

Вид назад на ледник:


Вид по ту сторону перевала:


Посидели на перевале, перекусили. Снизу уже  поднялись все встречные группы и тоже отдыхали наверху. Вид по ту сторону перевала был не то чтобы очень захватывающий. Поэтому, долго не рассиживаясь, двинулись вниз.


Тут началась жесть. Крупная обледенелая сыпуха – не самое приятное покрытие для спуска под углом градусов в 40-50… Мы пошли вниз самые первые. Постепенно потянулись остальные. И тут начали сыпаться камни, но мы уже ушли из зоны обстрела. Но было очень не по себе… Вспомнила отчеты, в которых на перевал лезли группы по 20-30 человек совершенно не соблюдая технику безопасности на сыпухе.

Прям страшно:

Вид на оставленный перевал:



И вот мы внизу. 12 часов дня. Что-то я подустала. Наметился ап-даун. Сколько еще до Драгнага, ближайшего поселка, спросили мы у Кармы. Часа два!!! А я-то думала, будет как с нашей стороны перевала: полчасика по прямой и все. 

Потом Карма показал, как мы пойдем. 3 ап-дауна по 50 метров каждый через 3 гребня до большого камня, а потом фигачить вниз и вниз.
На фотке не очень видно рельеф, надо пересечь три гребешка, а сначала потерять всю высоту, спустившись вниз туда, где люди:

В Драгнаге мы отдохнем 2 часа, а потом неспешно дойдем до Гокио по леднику за 1.5 часа, подбаривал меня Карма.
И тут все. Меня просто выключили. Силы кончились сразу и неожиданно. Не помогло ни питье, ни еда. Пить хотелось адски. Термос опустел, осталась только ледяная вода.
Была мысль поставить палатку прямо тут, но наличие Кармы и плана залезть на Гокио ри  следующим утром, не дали сбыться мечте…

Шла на силе воли. Отставала страшно. На каждом гребне Макс бросал свой рюкзак и шел ко мне, забирал мой. Я не роптала. Себя бы донести…  
Наш перевал уже после преодоления 3 гребней:


Потом начался часовой спуск. Я не могла идти даже под гору! При ускорении трещала голова, и начинало тошнить, как на Чукунг-Ри. Хотя на перевале 5300м до обеда я чувствовала себя прекрасно. Люди, обязательно спите хорошо перед перевалом, даже со снотворным. Все-таки ночь действительно  - момент истины. У меня просто кончились силы и горняшка навалилась по полной даже на высоте всегото 5км после двухнедельной успешной акклиматизации.


Этот унылый пейзаж, особенно домики, вызвала во мне самые сильные позитивные эмоции за весь поход, весдь скоро можно  будет ЛЕЧЬ!

К 14 доползли до Драгнага. Я была просто никакая. О том, чтобы сегодня же дойти до Гокио и речи идти не могло. Поели, проспали до 16, потом постирушки, опять еда. Спала как убитая всю ночь, зато теперь не спал Макс, хоть было очень тихо.
В 3 утра встали соседи, которые шли в обратном направлении из Гокио на перевал Чо ла. Наше направление, на мой взгляд, было гораздо выгоднее. Вышли мы в 6 (они в 4), и после перевала уже как-то да можно доползти до жилья. А после этих 3 ап-даунов я бы уже не  залезла на сам перевал точно…

Комментариев нет:

Отправить комментарий