воскресенье, 20 мая 2012 г.

21. Последний день трека и дорога до Катманду и до Москвы

День 19. 12 апреля. Кенсо- Шивалайя

Ясным утром мы дернули дальше. Хозяин дал нам визитку лоджа своего друга в пункте нашего следующего ночлега. Сегодня нужно было обязательно дойти до деревни Шивалайя, откуда завтра можно было уехать на автобусе до Катманду. До Джири мы уже никак не успевали… И сегодня нас ждал перевал Деурали.

Место для отдыха на тропе (типичное):

Через час дорога уширилась, стало видно, что по ней ездят машины. Эх! Потом мимо проехал мотик. Это был уже фактически конец похода.

Потом дорога раздвоилась. Идти через мост или по этому берегу? Количество мостов на карте не соответствовало действительности. Мимо шла бабушка лет 100. Спросили у нее «Джири?», тыкая на мост. Она разулыбалась, закивала. Пошли. За мостом уже прилично набрали высоту, и тут встретили очень обаятельного и бодрого дядьку в кроссах и с рюкзачком. Он нас расспросил о походе, о родине. Почти разошлись, и тут меня дернула спросить, правильно ли мы идем в Джири, оказалось НЕТ! Надо было не идти на мост!
В общем, это был наш ангел-хранитель :о))) Он сказал, что тоже идет в Джири, но планирует быть там вечером. Для нас это было нереально.
Пошли вместе через мост, потом он показал, куда идти дальше и сказал, что догонит, только зайдет в гости. Больше мы его в тот день не видели.
Далее мы шли по совершенно пригодной для проезда машин дороге-серпантину в деревню под перевал Деурали.

Возле одного дома галдели дети, мы пронеслись мимо, надеясь избежать зомби-треша, но тщетно! На этот раз зомби-треш подстерег нас в виде очаровательной, очень приличной с виду девочки лет 10-ти в индийском наряде. Мы встали отдохнуть в теньке, за поворотом, чтобы дети не увидели. А она шла на встречу. «Дайте мне ручку (скулпен)», - томно промолвила молодая вымогательница. Мы не сразу поняли, что ей надо. Да и ручка у нас была только одна, а до дома еще 4 дня пути. Отказали. Девочка что-то недовольно фыркнула. Тут из-за поворота появился дед лет 80, по виду индус. Девочка, судя по тону и взглядам, начала жаловаться на нас, что не дали ей ручки. Дед ей что-то строго ответил. Мы надеялись, что он призывал ее к скромности и приличию :о))

В 9 начало адски палить солнце.

В 10 дотащились до первых домов деревни на плато перед перевалом. Там в одном доме нам совершенно бесплатно налили некипяченой воды из шланга, которую мы и пили весь день. Спасибо добрым людям! Чуть дальше Макс захотел сока, но была только пепси. И он ее купил, и мы пили пепси в походе по Гималаям, о позор нам!!! Вспоминали про рассказ Дениса, про итальянку на Алтае, которая влезши на глухой перевал, и, не узрев там ларька с кока-колой, закатила истерику. Вот откуда собака порылась-то!

Начали лезть на перевал. Пытка холодом для меня сменилась пыткой жарой для Макса. Я жару люблю и переношу легко, даже под рюкзаком. А Максу было очень тяжело. Останавливались часто, пили много.

Пытка жарой:

Макс на грани теплового удара:

И вот перевал. Пообедали супчиком и вниз.

Тут моя надколенная мышца на 20 день пути и всего-то на 5 день 10-11-часовых дневных переходов  сказала, мол, устала я, все! Начала болеть прям сильно, от перетруда. Хорошо были с нами наши палочки-выручалочки.
 В общем, последний час я спускалась на руках и одной ноге. А вот и Шивалайя! И автобус моют в речке, ура!

Вид по правую руку:

Заселились в лодж с визитки к индусу со стальным взглядом. У него оказалась очень улыбчивая, хрупкая жена, которая таскала такие ведра с водой! При этом муж опять сидел и не помогал. Еще у них была дочка лет 15 в самом соку пышечка :о) Тоже очень приятная.
Душ нам выдали в виде ведра горячей воды. Очень, кстати, нормально можно помыться.
В туалете на 2 этаже сидел паук 10 см в диаметре!!! Тело см 2, а лапы длинные... Я с трудом сдержала визг и панику, хорошо уже успела сходить в туалет, когда его заметила. Казалось, паук щас прыгнет на меня! Ну ниче не могу поделать с этой арахнофобией. Хозяин сказал, что вроде они не опасны. Пришла в комнату, обшарила все углы, пауки мерещились везде… Ночью они приползут и будут есть меня :о))) Зомби-треш не хотел отступать :о))

Деревня чем-то напомнила городок на диком западе, возможно крестообразно сколоченными досками на балконах. Детей было очень много от 1 года до 20 лет.

Наш лодж был на самом краю деревни. Еще дальше в поле стояла… лютеранская или подобная церковь! Из нее доносились звуки электро-гитары и ударной установки. Сомнение закралось в мою душу. Но Макс меня успокоил – они же церковники, ночью не будут бузить.

Подоспел ужин – мы забыли сказать хозяевам, чтобы сделали  не спайси… У Макса хотя бы был пресный рис в далбате, а мой рот после попытки загасить в нем пожар от жареного риса карри томатным супчиком, был очень удивлен, за что в нем после артобстрела взорвали еще и атомную бомбу?.. А чай я заказала имбирный :о). Пожар удался на славу! Кое-как доела, хозяин внимательно смотрел на мою реакцию, мои актерские способности оказались на высоте!

На камне перед лоджем лежала коричневая собака, с пусичной грустной мордой, меня опять окутали дурные предчувствия, воспоминание о любви непальских собак к ночным дежурствам еще не поблекло.

Легли спать в 20. В 21 прямо перед нашим лождем начался рок-концерт!!!!
Беруши, подушки, ничего не помогало. Но это было полбеды. Вторая часть беды состояла в том, что со слухом и ритмом у музыкантов было не очень… Как я страдала, как они отфальшивили "хотел калифорнию",  хиты скорпов  и роксетт…
В час ночи оргия затихла. И тут вступила она, одинокая дежурная в ночи, переняла, так сказать, эстафету. Лаяла она самозабвенно и ритмично, как метроном. Нам вставать в 5, автобус в 6. В 3 я не выдержала. Грю Максу, иди, заткни ее, это же она, та самая, лежащая на камне! Уси-пусичная! Макс сопротивлялся, грил, что это в середине деревни другая, не хотел обижать тварь божью. Но потом обрел разум, сделал правильный выбор, между разъяренной женой и скромной собакой, и вышел за дверь с фонариком. Через секунду тварь божья замолчала!!!! Макс вернулся в недоумении, сказал, что всего лишь светанул на нее фонариком!!!! А ведь это можно было сделать 2 часа назад!!!!! :о))))))))))))
Поспали с 3 до 5 :о)

День 20. 13 апреля. Шивалайя - Катманду

Я очень хотела нанять джип-такси или хотя бы сесть в туристический автобус (более комфортный), но из Шивалайи ходили только 3 локал-баса в 6, 7 и 7.30 часов утра.
Утром  в автобусе встретились со своим ангелом-хранителем!

Первые два часа езды от Шивалайи до Джири были зачОтными.  Я 10 раз приложилась головой о стену, пальцы рук свело судорогой от перенапряжения, дабы избежать полетов по салону. В окно было лучше не смотреть, хоть серпантин и не был высок, автобус так кидало из стороны в сторону на камнях, что нам бы хватило и 20 метров полета. Один раз нас так кинуло, что даже местные вскрикнули. Водитель был юн, и я подумала, каюк нам, горячая молодая кровь на такой дороге – это конец.

Это уже позже, по ровной асфальтированной дороге:

По дороге до Джири автобус набились местные, в основном подростки. Локал-бас рулит. Часть из них просто лежала на Максе. Хорошо не было коз в салоне и на крыше, писающих в проход и на рюкзаки!

Обувь пришлось принайтовать, чтобы не летала:

От Джири все рассосалось, дорога стала почти ровная, серпантины не страшные, водитель врубил индийскую музыку, и мы под эту музычку так классно прокатились!!

На форуме пугали этими локал-басами – дескать, ужас ужасный, неудобно и опасно, а разъезды со встречными…. Ничего подобного! Водитель, не смотря на молодость, был очень аккуратным, разъезжались легко. Еще позабавил паренек-кондуктор. Он не только собирает деньги, но и работает камерой заднего вида, свистом дает понять, можно ли проехать еще 10 см к краю пропасти, чтобы разъехаться с грузовиком.

В одном месте вдруг возник мираж:

По моим расчетам это массив Лангтанг, а белая гора по центру  - Аннапурна

Городской пляж:

10 часов пролетели как миг и даже спина почти не устала! Это был один из самых благостных дней поездки. Мы потом по ее мотивам накупили индийской музыки.
К вечеру въехали в долину Катманду. Глина там красная, зелень зеленая, небо синее – Незнайка отдыхает.

Долина Катманду:

Вот и Катманду:

И его помойки:

Это центр:

Есть и приличное:

Типичное такси (типа нашей оки):

При поездке на такси от вокзала до гостиницы нас ждала еще одна наглая разводка от водителя-индуса, но я даже писать об этом не хочу. Опять я не смогла сохранить благостного состояния души. :о))

Заселились в  гостиницу подороже. Хотелось отмыться и понежится после трека. Гостиница принадлежала, видимо, индусам, весь персонал были тоже они.
Меня еще трясло после разборки с водилой. Поэтому, когда в номере типа стандарт (35 баксов) оказалась вонючая грибная ванная, мы решили посмотреть номер делюкс, который стоил 70 баксов, но нам сделали за него скидку до тех же 35 долларов, видимо, побоялись, глядя на мое личико, что я им тут щас все разнесу что ли, не знаю, где-то очень глубоко внутри я была уже почти спокойна. :о) Напомню, что на пути туда мы остановились в гостинице за 7 баксов, т.е. за 35, а тем более за 70 баксов я ожидала чего-то эдакого. Но в делюксе тоже попахивало, но терпимо. Видя мое недовольное лицо, парень-служащий сбегал-притащил туалетный освежитель и напрыскал нам химией, усугубив вонь :о)))) Я честно не специально была такой вредной, просто еще не отошла от предыдущего стресса с таксистом.

Вид из окна в коридоре, слева очень приличный видимо отель, напротив него страшное здание:

Отмыли пот пор и задумались об ужине, хотелось утопить свои горные лишения в разврате. Но ресторан гостиницы оказался закрыт после 18, потому что они праздновали новый 2069 год!!! Портье посоветовал заказать ужин в номер, но мне хотелось праздника, отметить окончание трека в красивой обстановке. В кой-то веки я захотела в ресторан!
Спросили куда лучше идти на рецепции и пошли в центр по каким-то закоулкам. Центр оказался тоже весьма трущобным, был только один новый ТЦ, вокруг которого тусила молодежь. Стало толпливо. Никакого ресторана не наблюдалось. Мы устали и пошли домой. Купили фруктов и сладостей в лавке.
Попросили ужин в номер, но нас забанили, новый год все-таки. Тогда мы сварили свой супец из сублиматов и знатно отужинали, потом зашпатлевали ужин фруктами,  заполировали сластями, вскипятили на горелке чайку. Все-таки так приятно всегда иметь запасы провизии и газа, и не зависеть ни от кого по части еды. Моя хоббитская сущность была весьма довольна собой в тот вечер :о))

Макс дал небольшое интервью при свечах:

14 апреля. Катманду - Москва

Утром не смогли встать раньше 7, хотя дел на последние полдня было запланировано масса. В аэропорт собирались стартовать в 12.30. За жалких 4 часа мне надо было обязательно сгонять посмотреть на какую-то достопримечательность, прямо зудело. К ступе Сваямбунатх или к Буднатх. А потом закупиться максимально треккинговыми шмоточками в Тамеле – туристическом районе. Дело в том, что рупии обменять на доллары обратно невозможно! Они никому не нужны даже в родном Непале. А у нас еще оставалось.

Прискакали к ступе Сваямбунатх. Сначала шли по не очень крутой широкой лестнице, уставленной статуями будд. Было как-то неуютно. Мне сразу там не понравилось. Во Вьетнаме совсем другая атмосфера возле храмов.

Очень позабавили обезьяны, они тут выступают в роли священных животных, поэтому наглые и могут чего-нить спереть. Очень смешные 2 и 3 ролики.

и самые смешные:

Потом началась мега-лестница, длинная и крутая. Темп мы взяли хороший и даже у нас, прокачанных на высокогорье и сбросивших по 5 кило сала, немного сбилось дыхание в конце. А туда забирались местные матроны очень больших габаритов – респект! Там же с нас взяли денег, потому что иностранцы мы, буржуи недорезанные :о) Прикольно, у нас вроде не берут денег с иностранцев за вход в действующий православный храм.. Когда я узрела кучи лотков с продающимся бархлом прямо на площади перед ступой, все стало понятно. Религия религией, а кушать что-то надо. К слову во Вьетнаме на территории храмов ни разу не видели торгашей.

Прямо перед входом на площадку лежало священное позолоченное оружие Ваджра (это меня Макс просветил), которое все буддисты целовали, прямо как наши чудотворные иконы.

«Сваямбунатх – великолепное творение буддийского искусства. Это – храмовый центр, находящийся на самой окраине Катманду. Его также называют «Обезьяньим храмом». Этот храм почитают не только непальцы, но и индуисты, которые имеют святилище рядом со ступой.
По утверждению геологов, долина Катманду ранее представляла из себя озеро, а, по легенде, холм Сваямбху – остров над его поверхностью. Согласно древним рукописям, еще 2000 лет назад это место посещал царь Ашока, известный как распространитель буддизма. А в 460 году уже нашей эры великий король Манадэва руководил строительством храма. Уже к 13-му веку Сваямбунатх стал крупным буддийским центром.
В самом центре этого комплекса стоит величественная буддийская ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей различных направлений, а также тибетское училище. Сама ступа находится на высокой горе, западнее города, и чтобы туда попасть, надо преодолеть долгий путь в 365 ступеней согласно количеству дней в году. Правда, в 1346 году полчища мугалов, вторгшихся в Непал, разрушили ступу, в надежде найти там золото. Но за период правления династии королей Малла ступу отреставрировали, как и весь храмовый комплекс, но с изменениями. Ступа – это архитектурное сооружение, символизирующее чистоту природы ума. Считается, что она способствует сохранению мира и воздействует на силовое поле самой Вселенной. Это – источник благополучия. А человек, который живет поблизости и строит ступу, получает колоссальное позитивное воздействие.
Большая лестница была построена в 17 веке при короле Пратап Малле. В самом начале пути лестница достаточно широкая, украшенная по краям статуями Будды и немного развалившимися статуями слонов, но затем она становится уже и круче – такая, что при подъеме приходится держаться за перила. Однако во всем этом есть смысл, ведь иногда в жизни человека его путь очень непрост и не быстр. Можно, конечно, воспользоваться и автотранспортом, чтобы доехать до вершины. Но все же имеет смысл дойти туда пешком. На это есть причины: во время пути можно много о чем подумать, да и интересно увидеть большое количество разных достопримечательностей – отпечатки ног святых, рельефы, изображающие житие Будды, и много старинных статуй.
Самое первое, что вам доведется увидеть, когда вы подниметесь наверх, - лежащая на небольшом постаменте громадная ваджра – символ нерушимого состояния прочности и неразрушимости. Она несет в себе смысл того, что невозможно разрушить, и то, что может разрушить неведение. Она символизирует алмаз, который может резать, что угодно, но не самого себя. Ваджра использовалось не только как символ, но и как оружие в Непале. Прямо за ней находится белая буддийская ступа, сверху которой стоит золоченый куб. Со всех четырех сторон этого куба за посетителями невозмутимо и с вековым покоем наблюдают глаза Будды. На кубе можно видеть золоченую башню, с встроенными с четырех сторон небольшими нишами – алтарями. С башни свисают многочисленные буддийские флаги. А на самом краю горы находится та самая ступа, и если вам удалось преодолеть этот трудный путь наверх, то вам откроется потрясающая панорама Катманду вместе с окружающими горами.
С правой стороны ступы расположился буддийский храм – гомпа – с сидящим в алтарной части огромным золотым Буддой. Тут же, на каменных ступах, отличных по размеру, находится так называемый сад колокольчиков. Если же пройти дальше, можно попасть на извилистую дорожку, которая проходит между деревьев и небольших тибетских флагов разного цвета, которые развешаны тут повсюду. Двигаясь далее, вы попадете к буддийскому монастырю под желтой крышей. А напротив есть еще один индуистский храм. Отсюда по дороге можно попасть вниз к выходу, где вас опять-таки встретит статуя огромного золотого Будды с его умиротворенным взглядом.
Это – приятное и очень светлое место, где даже обезьяны мирные. Хотя они – любители украсть у вас все, что им понравится – мороженое, сладкие напитки и т.д. - могут и поцарапать вас, если вам не захочется им что-то отдать. Поэтому лучше отдать это без боя. А иногда они заставляют посетителей смеяться от души. В переулочках и возле ступы много маленьких лавочек, где продают сувениры. Есть и немногочисленные ресторанчики, где можно заказать очень неплохую еду непальской кухни.»

Но всего этого мы не увидели, т.к. пришли поздно, к 9 утра, везде были толпы народу, мы обошли быстро ступу, поглазели на народ и пошли вниз.

На нижних ступенях мужики продавали железные мисочки с деревянными пестиками. Водишь по миске пестиком, она вибрирует. Похоже на наши мокрые стаканы, по которым надо водить пальцем, только тут звук гораздо глубже. Решили попробовать купить, на пути наверх я слышала, как мужик кричал нам  вслед: «возьмите за 25…15…10 долларов!» За 10 нормально, подумала я. Подошли, Макс стал выбирать. Выбирал долго, методично. Наконец, вот она, НАША ступка! Лицо Макса расплылось в блаженной, умиротворенной улыбке, глаза продавца загорелись алчным огнем, на меня он совсем не смотрел, т.к. был уверен, что все финансы у мужчины, который всем видом показывает, как ему нравится товар, значит сейчас можно будет с него содрать бабла! И за ними обоими наблюдала я, ставшая отвратительным циником после нескольких случаев общения с местными бизнесменами и вуменами. Я тоже уже вошла во вкус и даже предвкушала некоторое удовольствие от предстоящего торга, глаза мои тоже блестели, но отнюдь не от благостности :о)
- Сколько? - Вернула  я обоих воспаривших мужчин обратно на землю.
Продавец с удивлением посмотрел на меня (кто здесь?), загнул какую-то заоблачную цифру. Я еле сдержалась, чтобы не рассмеяться ему в лицо (театрально). Потом сделала скучное лицо, сказала, что это дорого и так не пойдет. Он спросил нашу цену. Я хотела сказать 10 долларов, но поскольку мы приценивались в рупиях, я немного ошиблась с умножением в свою конечно пользу :о) Курс был 80 рупий за 1 бакс, а если переводить наоборот рупии в рубли, надо было откидывать от рупий ноль и умножать на 4 (Роман нас научил). А я че-то взяла и 10 баксов умножила на 4 и потом на 10. Говорю мужику, мол, 400 рупий (это 160р, 5 баксов). Он так растерялся, стал говорить, что это совсем мало, что ступка такая вся растакая. Я грю, мол, 10 баксов и точка. Тут он стал убеждать, что 10 баксов, это 800 рупий хотя бы! Но поскольку я была настроена на битву, то магистр математики во мне не сразу смог пробиться к неистовствавшему воину во мне и убедить его, что 10 баксов, это и правда 800, а не 400 рупий. В общем, купили ступку за 10 долларов. И это была моя просто-таки победа над бедным непальским торговцем, тьфу, как мне не  стыдно! :о) Кстати ступка очень хорошая. Мы ее часто слушаем, спасибо дядьке и Максу.

Размявшись таким образом перед предстоящим шопингом, мы понеслись в Тамель. Нам надо было: ячьих шапок, молитвенных флажков, индийской музыки, шмоток треккинговых. Сразу разжились музыкой. Паренек из ларька с музыкой просто закачал нам песен на карточку с компа (за деньги конечно), но зато в точности, что нам надо – индийской веселой попсы из локал-баса. Флажки никак не получалось купить, там где они продавались, все время толпились люди, а ждать мы не могли. Взяли несколько ячьих шапок по смешной цене, понеслись искать мега-магазин с фирменными шмотками маммут, настоящими и по смешной цене (наводка с форума). Но понять, где мы точно находимся в Тамеле, у нас никак не получалось, и магаз мы не нашли. В итоге купили где пришлось пару шмоток из оригинальной ткани, но подделки. В следующий раз на шоппинг надо отводить день, найти тот магаз и купить там ВСЕ от ботинок до шапок. Галопом в отель, обед в номер, такси, аэропорт.
Денег еще оставалось прилично, я надеялась на дьюти фри в аэропорту. Щаз! Один жалкий ларек с печеньками и таблероном. Все! Единственное, взяли шикарный календарь с мандалами и магнитиков.

Ну вот и прощай непальская земля:

В самолете летели над облаками и вдруг раз! Меж облаками парят белые пики, прощальный привет Гималаев!

В Индии все уже прошло по известному пути. Добрались до заветного закутка с ковролином и просто отлично выспались, бомжарики!
Вид со спального места:

В самолете по пути из Дели показали  очень красивые горы и хребет на рассвете. Пакистан, Афганистан, Иран?

На выходе из Шарика нас в 1 раз в жизни обшмонали таможенники. Перерыли вверх дном Максов рюкзак. Очень искали кокаин и героин, но мы их разочаровали. Особенно товарищей заинтересовали пакетики с сублиматами, чаями и солью. А как загорелись глаза при виде пакетика с безымянными витаминами (не буду же я тащить их в тяжелом бутыльке в горы! Пересыпала в пакетик). Хорошо еще, что остальные колеса были в другом рюкзаке. А то у нас там и снотворное, и кетанов :о))) В конце осмотра я уже еле сдерживалась, чтобы не заржать. Ну а на самом деле у нас была куча порошков непонятного назначения, и летели мы из Дели. Так что "думали и имели возможность", как звучало обвинение одному нашему товарищу, осужденному в Дании за якобы хранение наркоты по клевете без доказательств.

Вот и дом. Мы живы, почти здоровы. План максимум сделан! Отпарились в ванной, отвалился сантиметровый слой штукатурки из грязи и старой обветренной замозоленной кожи, хорошо!!

Во время похода несколько раз, несмотря на неземные красоты, клялись себе, что ноги нашей больше не будет в этом адском холоде и зомби-треше, не наша это страна, Непал.
Через неделю потянуло обратно обоих!!!! И я уже знаю, что мы еще будем там обязательно!

Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес…